zaton50 (zaton50) wrote,
zaton50
zaton50

Category:

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ 1921—1941 гг.


Центральный аппарат
Структура центрального аппарата советских органов госбезопасности (ВЧК—КГБ) уже достаточно подробно описана нами ранее: Лубянка: ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ, 1917—1960: Справочник / Сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров; Под ред. Р.Г.Пихоя. М., 1997; Кокурин А.И., Петров Н.В. ВЧК—КГБ: Структура, функции, кадры (1917—1967) // Свободная мысль. 1997. № 6—9, 11—12; 1998. № 1—2, 4, 6—8). Здесь в таблицах 1—3 мы приводим направления оперативной деятельности (“линии” работы) основных оперативных подразделений НКВД—КГБ с 1934 по 1991 г. и условные номерные обозначения, которые имели эти подразделения центрального аппарата в различные периоды. Сведения, характеризующие организацию и структуру органов госбезопасности в период, выходящий за хронологические рамки нашего справочника, на наш взгляд, имеют существенное значение для нашего справочника, ибо многие персонажи, представленные в нем, благополучно трудились в “органах” и в 1950-е—1960е годы.
Территориальные органы госбезопасности
2 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал при СНК СССР Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), а 15 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. Приказ ГПУ № 62 от 20 февраля 1923 г. объявил типовые штаты местных органов. Штатный состав губернских отделов ГПУ (тоже без ЭКО и ПК) 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий был, соответственно, 77, 59, 48 и 26 человек. Для аппаратов уездных уполномоченных ГПУ штат устанавливался в зависимости от размеров и населенности уезда, для категорий 1-й, 2-й, 3-й и 4-й, соответственно, — 12, 8, 5 и 3 человека.
В ходе административно-территориальной реформы, начавшейся в 1929 г., губернии были ликвидированы и в результате их слияния организовывались крупные края и области, состоявшие из округов. Вместо упраздненных уездов наименьшей административно-территориальной единицей стали районы, подчиненные округам. Разумеется, реорганизация органов ГПУ следовала за изменением административно-территориального деления.
Приказом ОГПУ № 54/27 от 27 марта 1929 г. были созданы полпредства ОГПУ Северного края (центр — Архангельск), Западной (Смоленск), Нижегородской (Нижний Новгород) и Иваново-Промышленной (Иваново) областей.
Рост числа ПП ОГПУ по стране происходил и в результате повышения статуса некоторых местных ГПУ. Так, приказом ОГПУ № 436/252 от 11 августа 1931 г. ГПУ Башкирской АССР и ГПУ Татарской АССР были переведены в ранг полпредств ОГПУ.
Полномочные представительства ОГПУ
К концу 1920-х годов уже не существовало типовых штатов полпредства ОГПУ, — штат каждого ПП утверждался приказом ОГПУ СССР. Конечно, принципы построения аппаратов полпредств были примерно одинаковы, но в наборе оперативных подразделений встречались некоторые серьезные различия. В 1928 г. аппараты ПП ОГПУ, как правило, состояли из двух управлений — Секретно-оперативного (СОУ) и Административно-организационного (АОУ) (заместитель полпреда ОГПУ обычно одновременно являлся и начальником СОУ). Однако аппарат ПП ОГПУ Украины был организован иначе: по утвержденному 2 октября 1928 г. штату в нем были четыре управления — СОУ, АОУ, Экономическое (ЭКУ) и Учетно-осведомительное (УОУ). Существовало ЭКУ (подчиненное непосредственно полпреду) и в ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю.
Начальник СОУ (или СОЧ) одновременно являлся и заместителем начальника местного ГПУ (полпредства, губернского отдела и т.д.), а с 1 февраля 1927 г. должности начальников СОЧ местных органов ОГПУ (ОКРО, губернских отделов и т.д.) были переименованы в должности помощников начальника соответствующего ГПУ. Лишь в некоторых ПП ОГПУ сохранились две самостоятельные должности — начальник СОУ и помощник начальника территориального ГПУ.
Обычно в СОУ полпредства ОГПУ входили следующие отделы или отделения: Специальное отделение (шифровальная связь), СО, ОО, КРО, ЭКО, ИНФО, Регистрационно-статистический отдел (РСО). Во многих местных органах ОГПУ отделы ОО и КРО были слиты в один, именовавшийся ОО—КРО.

На основании приказа ОГПУ № 475/224 от 30 декабря 1930 г. о передаче ОГПУ функций оперативного руководства органами милиции в ПП ОГПУ с 1 января 1931 г. в полпредствах были образованы Управления милиции и уголовного розыска (УМ и УГРО). В некоторых ПП это подразделение называлось Особая инспекция (или просто инспекция) по милиции и УГРО. В марте 1931 г. руководители УМ и УГРО были назначены одновременно и помощниками полпредов ОГПУ по милиции в соответствующих ПП ОГПУ.
Приказом ОГПУ № 97/56 от 5 марта 1931 г. оперативный отдел был выведен из состава СОУ ОГПУ. Во всех периферийных органах — ПП, оперативных секторах, областных отделах, ГПУ республик — были организованы оперативные отделения. При этом не следует забывать, что в некоторых полпредствах, например по Московской области, оперативные отделы существовали с момента организации ПП, то есть с февраля 1930 г.
Приказом ОГПУ № 160/96 от 1 апреля 1931 г. экономические аппараты ПП ОГПУ были выведены из подчинения СОУ и непосредственно подчинены полпреду. В полпредствах, где были экономические отделения, они преобразовывались в отделы.
Приказом ОГПУ № 285/162 от 3 июня 1931 г. для чекистского наблюдения за районами выселения “кулаков” в составе ГУЛАГа ОГПУ СССР был сформирован отдел по спецпереселениям (ОСП). В течение 1931 г. в соответствии с отдельными приказами ОГПУ в ряде ПП, на территории которых располагались спецкомендатуры и поселки для административно высланных и ссыльных, создавались инспекции по спецпереселенцам или отделы (ОСП).
Приказом ОГПУ № 91/с от 4 февраля 1932 г. в структуре ПП ОГПУ были созданы инспекции при уполномоченных Комитета резервов СТО по соответствующим республикам, краям и областям. Инспекции подчинялись полпредам ОГПУ, одновременно являвшимся уполномоченными Комитета резервов СТО, и находились под непосредственным руководством начальников ЭКО ПП ОГПУ. Штат инспекции резервов (ИР) ПП ОГПУ комплектовался из местных партийно-советских работников, при этом сотрудники ИР не входили в личный состав органов ОГПУ и содержались за счет СТО СССР.
Приказом ОГПУ № 236/с от 17 марта 1932 г. упразднялись с 20 марта 1932 г. СОУ ПП ОГПУ. Следом приказом ОГПУ № 294/с от 4 апреля 1932 г. были ликвидированы с 1 апреля СОЧ в структурах ГПУ республик и областных отделов ОГПУ. Теперь отделы, ранее входившие в СОУ ПП ОГПУ, подчинялись напрямую полпреду, и уже не было таких значительных различий в организационном устройстве полпредств ОГПУ разных регионов, как в 1928 г. Структура ПП стала проще и в какой-то степени была унифицирована. Хотя, конечно же, в ряде ПП ОГПУ оставались подразделения, не встречающиеся в других полпредствах.
Типовая структура и функции оперативных отделов ПП ОГПУ 1933—1934 гг. были следующими:
·         — полпред ОГПУ республики, области, края,
·         — Секретариат,
·         — Особая инспекция при ПП ОГПУ — расследование дел сотрудников ОГПУ, совершивших проступки и преступления,
·         — СПО — Секретно-политический отдел — борьба с антисоветскими элементами, освещение политических настроений,
·         — ОО — Особый отдел — борьба со всеми видами шпионажа, “чекистское обслуживание” армии,
·         — ОПЕРОД — Оперативный отдел (отделение) — наружное наблюдение, обыски, аресты, перлюстрация корреспонденции, политический надзор за органами милиции,
·         — ЭКО — Экономический отдел (управление) — борьба с диверсиями и вредительством в народном хозяйстве, с валютчиками и спекулянтами, преступлениями по должности, “чекистское обслуживание” хозяйственных учреждений,
·         — УСО — Учетно-статистический отдел — оперативный учет, статистика и архивы,
·         — Специальное отделение — шифровальная работа, обеспечение режима секретности в ведомствах, контроль над множительной техникой и типографиями,
·         — ОК — Отдел кадров,
·         — ФО — Финансовый отдел,
·         — Общий отдел — состоял из комендатуры и отделений: связи, хозяйственного, тюремного и санитарного,
·         — УРКМ — Управление рабоче-крестьянской милиции,
·         — ВПО — Военизированная пожарная охрана (отделы созданы в 1932 г.),
·         — ИР — Инспекция резервов — ведала вопросами создания и хранения “неприкосновенного запаса” продовольствия и товаров на случай возможных хозяйственных затруднений или войны.
В некоторых ПП ОГПУ были также:
·         — ИНО — Иностранный отдел — разведка за границей (в приграничных ПП и некоторых ОБЛО, например в Молдавском и Одесском),
·         — ТО — Транспортный отдел — борьба со шпионажем, диверсиями, вредительством и враждебными элементами на всех видах транспорта и дорог, “чекистское обслуживание” и информационное освещение положения на транспорте. ТО существовал, например, в ПП ОГПУ Украины и координировал работу подразделений органов госбезопасности на транспорте — дорожно-транспортных отделов (ДТО) ОГПУ на железных дорогах Украины, морских (МОРТО) и водных (ВТО) транспортных отделов ОГПУ в водных бассейнах и портах. Существование этого отдела в ПП ОГПУ Украины скорее исключение, чем правило (см. “Органы государственной безопасности на транспорте”),
·         — ОСП — Отдел спецпоселений (существовал только в тех ПП ОГПУ, на территории которых располагались спецпоселки и размещались спецпереселенцы),
·         — УПО и войск ОГПУ — Управление пограничной охраны и войск ОГПУ (существовало в приграничных ПП ОГПУ),
·         — УВО ОГПУ — Управление войск ОГПУ (существовало в ПП ОГПУ внутренних краев и областей).
Типовая структура НКВД республик и УНКВД краев и областей была объявлена приказом НКВД № 0044 от 21 августа 1934 г. и была такова: Управление государственной безопасности (УГБ), подразделяемое на отделы (или отделения) СПО, ЭКО, ОО и т.д. по “линиям” работы, Инспекция войск внутренней охраны (там, где они были предусмотрены), Управление милиции, Инспекция резервов, Инспекция противопожарной охраны, Отдел актов гражданского состояния, Отдел связи, Финансовое отделение, Секретариат, Хозяйственный отдел. В некоторых УНКВД также предусматривались отделы (отделения) трудовых поселений.
В полном соответствии с реорганизациями (28 ноября 1936 г. и последующими) отделов центрального аппарата НКВД была перестроена и структура местных НКВД—УНКВД. Типовой штат Наркомата или Управления НКВД республики, края и области на конец 1937 г. включал:
·         — УГБ, состоящее из отделов: 2-й (оперативный), 3-й (КРО), 4-й (СПО), 5-й (ОО), 8-й (в некоторых случаях отделение — УСО), 9-й (чаще не отдел, а отделение шифросвязи), 10-й (тюремный), 11-й (водного транспорта) и 12-го отделения (в крупных НКВД—УНКВД — отдел оперативной техники). В отдельных НКВД—УНКВД существовали 1-й отдел (охрана руководителей) и 7-й (иностранный). 6-е отделы УГБ местных органов были повсеместно упразднены в августе 1937 г. в связи с перестройкой транспортных органов НКВД:
·         — УРКМ — Управление рабоче-крестьянской милиции,
·         — ОАГС — Отдел актов гражданского состояния,
·         — ОПО — Отдел пожарной охраны,
·         — АХО — Административно-хозяйственный отдел или АХУ (управление),
·         — аппарат по руководству пограничными и внутренними войсками — управление (или отдел) пограничной и внутренней охраны (УПВО или ОПВО) для пограничных НКВД—УНКВД, управление (или отдел) внутренней охраны (УВО или ОВО) для остальных,
·         — аппарат по руководству местами заключения и ссылки (в зависимости от наличия на территории области или республики различных видов исправительно-трудовых учреждений мог именоваться по-разному: ОМЗ — отдел мест заключения, ОЛТП и МЗ — отдел лагерей, трудовых поселений и мест заключения, ОТП и МЗ — отдел трудовых поселений и мест заключения, ОТК — отдел трудовых колоний),
·         — ФО — Финансовый отдел,
·         — Секретариат наркомата (управления) ВД.
Перестройка местных органов НКВД в соответствии с объявленной 9 июня 1938 г. (приказ № 00362) структурой центрального аппарата не была проведена до конца. Исключение составили несколько крупных НКВД—УНКВД, где новую структуру утвердили приказами НКВД СССР. Так, согласно приказу № 00542 от 20 августа 1938 г., были утверждены новые штаты УНКВД Ленинградской области. Теперь УНКВД состоял из 1-го управления (отделы: 1-й — охрана руководителей, 2-й — оперативный, 3-й — контрразведывательный, 4-й — секретно-политический, 6-й — “обслуживание” военизированных организаций, 7-й — “обслуживание” оборонной промышленности, 8-й — “обслуживание” промышленности и 9-й — “обслуживание” сельского хозяйства); 3-го управления (в нем только один отдел: 3-й — чекистская работа на воздушном транспорте и шоссейных дорогах). Кроме того, в УНКВД входили самостоятельные подразделения: 1-й спецотдел — учетно-архивный, 2-й спецотдел — оперативной техники, 3-й спецотдел — шифровальный, а также музей УНКВД, тюрьма УНКВД, отдел кадров, аппарат особоуполномоченного, инспекторская группа при начальнике УНКВД, финансовый отдел, административно-хозяйственное управление, особое конструкторское бюро (использовало труд заключенных специалистов). Всего по этому штатному расписанию (включая районные и городские отделы области) в УНКВД Ленинградской области числилось 2287 человек.
До 1939 г. в большинстве НКВД—УНКВД сохранялись 11е отделы (водного транспорта). Приказом НКВД № 00422 от 22 апреля 1939 г. было объявлено их преобразование с 1 апреля 1939 г. в водные отделы (отделения) НКВД—УНКВД. Теперь они подчинялись 2-му отделу Главного транспортного управления НКВД СССР.
В соответствии с изменением 29 сентября 1938 г. структуры центрального аппарата НКВД была введена новая структура местных НКВД—УНКВД, включавшая управления госбезопасности (УГБ), в которые входили отделы: 2-й (секретно-политический), 3-й (контрразведывательный), 6-й (обслуживание военизированных организаций; был повсеместно упразднен в декабре 1938 г.), 7-й (шифровальный; в большинстве УНКВД — 7е отделение). В некоторых УГБ НКВД—УНКВД были созданы отделы: 1-й (охрана руководителей; существовал там, где среди руководителей были члены или кандидаты в члены Политбюро ЦК ВКП(б), например в Ленинграде и на Украине) и 5-й (иностранный). Помимо этого в составе НКВД—УНКВД были экономические управления (ЭКУ) или отделы, которые, в свою очередь, состояли из отделов или отделений; водно-транспортный отдел; следственная часть; 1-й спецотдел (учетно-архивный); 2-й спец-отдел (оперативной техники) и 3-й спецотдел (оперативный). Как правило, экономические управления НКВД—УНКВД состояли из двух отделов (в некоторых областях из трех), чьи функции, согласно приказу НКВД № 00605 от 28 мая 1939 г., были следующими: 1-й отдел ЭКУ — “обслуживание” легкой, пищевой, тяжелой, лесной и местной промышленности; 2-й отдел ЭКУ — “обслуживание” оборонной промышленности.
Районные и городские органы госбезопасности
В июле 1930 г. XVI съезд ВКП(б) одобрил решение об упразднении округов. В резолюции съезда говорилось “об укреплении района как основного звена социалистического строительства в деревне, что должно привести к решительному приближению партийно-советского аппарата к селу, к колхозам, к массам” (ВКП(б) в резолюциях... Изд.5. Т.2. М., 1936. С.405).
Ликвидация округов — промежуточного административного звена между республикой, областью, краем и районами — естественным образом означала и реорганизацию системы местных органов ОГПУ. Было принято решение на территории двух-трех ликвидируемых округов создавать оперативный сектор ОГПУ для руководства районными аппаратами органов госбезопасности. Делалось это потому, что некоторые края и области насчитывали более сотни районов, зачастую находившихся на достаточно удаленном от центра расстоянии. К 1 октября 1930 г. подавляющее большинство окружных отделов ОГПУ были ликвидированы (они сохранялись только в нескольких не затронутых реформой административных округах, например в Мурманском), а вместо них введены новые штаты оперативных секторов ОГПУ и аппаратов ОГПУ районного уровня. О масштабах перестройки местных органов госбезопасности мы можем судить по данным докладной записки, где описывались построение и численность ОГПУ до и после реорганизации (ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.9. Д.183).
Общая штатная численность органов ОГПУ после проведенной реорганизации составила 25 288 человек с учетом оставшихся без изменений штатов Центрального аппарата, ПП, транспортных органов и особых отделов.
Реорганизация затронула только низовое звено органов госбезопасности. В отличие от прежнего устройства, теперь во всех административных районах создавались аппараты районных уполномоченных ГПУ (сокращенно — РУП ГПУ), в городах с самостоятельным городским Советом — городские отделения ГПУ (ГО ГПУ). Для “оперативного охвата” территории создавались оперативные секторы ГПУ. Исключение составила Ивановская область, где оперативные секторы не организовывались. Были введены три штатные категории для районных аппаратов ГПУ. В зависимости от размеров и значимости района штат РУП ГПУ составлял от 1 до 3 человек. В ГО ГПУ по штату планировалось от 3—5 до 7 человек, а в крупных городах и больше. Оперативные секторы в среднем имели в штате 33 человека, хотя и они подразделялись на крупные (когда в их структуре были предусмотрены отделения СО, ЭКО и ИНФО) и небольшие (когда вместо указанных отделений были лишь уполномоченные по соответствующим линиям работы). Штаты окружных и областных отделов ГПУ национальных округов и областей, не затронутых реформой 1930 г., не пересматривались.
К 1 октября 1930 г. планировалось создать 2982 районных аппарата ГПУ с общим штатом 5665 человек, 204 городских отделения ГПУ с общим штатом 1022 человека и (ориентировочно) 75 оперативных секторов ГПУ с общим штатом 2488 человек (Там же). В результате общий штат органов ОГПУ СССР должен был вырасти примерно на 3 тысячи человек.
В действительности к 1 октября 1930 г. было расформировано 190 окружных отделов ОГПУ и 60 полевых ОО ОГПУ. Последние были объединены с аппаратами вновь созданных оперативных секторов ОГПУ1.
На 1931 г. в 30% районов был всего один районный уполномоченный, в 50% — два и в 20% — три.
Приказ ОГПУ № 159/95 от 1 апреля 1931 г. “Об укреплении райаппаратов ОГПУ” предписывал все аппараты со штатом в три человека переименовать в районные или городские отделения ОГПУ.
Приказом ОГПУ № 205/125 от 23 апреля 1931 г. все районные и городские аппараты ОГПУ, расположенные в одном населенном пункте, были слиты в единые районно-городские отделения (РГО) ОГПУ. Это объяснялось тем, что к 1 октября 1930 г. в крупных городах были созданы ГО ОГПУ, хотя еще не было ясности, где при новом районировании будут районные центры. Для “обслуживания” района, само собой разумеется, также создавался аппарат ОГПУ. В список городов, в которых происходило слияние, включены были Псков, Новгород, Коломна, Калуга, Серпухов, Рязань, Ставрополь и др. Теперь по типовому штатному расписанию в этих населенных пунктах РГО ОГПУ должны были состоять из 6—9 человек, а в некоторых и больше (в Ярославле — 12, в Рязани — 14). Не надо забывать, что в этих городах, кроме того, располагался и аппарат оперативного сектора ОГПУ.
Приказом ОГПУ № 190/115 от 14 апреля 1931 г. все городские и районные аппараты ОГПУ, расположенные в приграничной полосе, были переданы в подчинение и слиты с аппаратом находившихся в тех же населенных пунктах пограничных отрядов и комендатур. Теперь начальники пограничных отрядов и комендатур одновременно являлись руководителями органов ОГПУ на своей территории. В населенных пунктах, где дислоцировалось руководство пограничного отряда, никаких иных территориальных аппаратов (районных или городских отделов ГПУ) более не существовало, а начальник отряда был наделен правами начальника оперативного сектора ОГПУ. Эта практика была не нова: еще с середины 1920-х годов было принято совмещать должности начальников пограничных отрядов ОГПУ с должностями руководителей приграничных территориальных ГПУ — окружных отделов, а затем оперативных секторов.
Наконец, 16 октября 1931 г. приказом ОГПУ № 591/322 были упразднены все районные и городские отделения (отделы) ГПУ в населенных пунктах, где находился оперативный сектор ОГПУ.
Существенное расширение прав местных органов госбезопасности произошло в 1932 г. приказом ОГПУ № 471/с от 22 мая 1932 г. ряд районных и городских отделений ОГПУ был преобразован в отделы. Теперь им разрешалось вести следственные дела и “углубленные агентурно-оперативные разработки”, при этом предписывалась необходимость координации действий с ПП ОГПУ на стадии завершения дел. Для аппаратов районных уполномоченных ОГПУ запрет на ведение следствия оставался в силе.
Четкая система организации органов госбезопасности в районах и городах была изложена в приказе ОГПУ № 00393 от 16 декабря 1933 г. Городское отделение (отдел) (ГО ОГПУ) создавалось в городе, выделенном в соответствии со ст.2 Постановления Президиума ЦИК от 9 августа 1930 г. в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с подчинением городского Совета непосредственно ЦИК республики или краевому (областному) исполкому. Районно-городское отделение (отдел) (РГО ОГПУ) создавалось в городе, выделенном в самостоятельную административно-хозяйственную единицу в соответствии со ст.2 того же Постановления Президиума ЦИК, когда город являлся одновременно и центром прилегающего к нему самостоятельного района. Районное отделение (отдел) (РО ОГПУ) или аппарат районного уполномоченного (РУП ОГПУ) создавались в центрах самостоятельных административных районов. Поселковый аппарат ОГПУ (поселковое отделение, аппарат поселкового уполномоченного) создавался в рабочем поселке, выделенном в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с подчинением ЦИК республики или краевому (областному) исполкому.
По такому же принципу были организованы аппараты местных органов госбезопасности при образовании в июле 1934 г. НКВД СССР. Приказом НКВД № 001 от 13 июля 1934 г. (с поправкой в приказе НКВД № 0028 от 15 августа 1934 г.) были созданы: городские отделения НКВД в населенных пунктах, имеющих горсоветы, подчиненные непосредственно ЦИК республик или краевым и областным исполкомам; районные отделения НКВД в центрах самостоятельных районов; городские отделы или районные отделы НКВД в отдельных районах и городах, имеющих особое значение (по списку, утвержденному в НКВД СССР). Эта система районных и городских органов госбезопасности сохранилась и в 1940—1950-е годы. Только со временем все большая часть городских и районных отделений НКВД переводилась в категорию отделов, то есть повышался их статус и расширялся штат. В нашем справочнике мы не делаем различий между районными (городскими) отделениями и отделами, обозначая их сокращенно: районный (городской) отд. НКВД.
Оперативные секторы ОГПУ были, по сути, внетерриториальными образованиями. Они не имели какого-либо аналога с принятой в то время системой административно-территориального деления и являлись специфическим, присущим только госбезопасности промежуточным звеном в системе управления. При возникновении в составах республик и краев новых областей или округов оперативные секторы немедленно преобразовывались в областные или окружные отделы ОГПУ. Так, с организацией областей на Украине и в Казахстане приказом ОГПУ № 140/с от 14 февраля 1932 г. оперативные секторы в указанных ПП ОГПУ были расформированы и, в полном соответствии с новым административно-территориальным делением, созданы областные отделы ГПУ. Точно так же в Дальневосточном крае приказом ОГПУ 9 мая 1933 г. оперативные секторы и ряд окружных отделов ОГПУ были преобразованы в областные отделы ОГПУ.
Оперативные секторы ОГПУ (а с июля 1934 г. — оперативные секторы НКВД) просуществовали в большинстве регионов до 1935 г., а в отдельных удаленных от областных и республиканских центров городах функционировали и позже (например, Алданский оперативный сектор существовал и в 1937 г.). Уже в 1934 г. началась постепенная их ликвидация. Это напрямую было связано с происходившим тогда же разукрупнением областей и краев. Вместо оперативных секторов ОГПУ в пунктах их бывшей дислокации организовывались РГО и РО ОГПУ. Решения принимались для каждой области или края отдельным приказом. Так, приказами ОГПУ—НКВД № 1182 от 5 июня 1934 г. были расформированы оперативные секторы в ПП ОГПУ Западной области, № 00261 от 13 июля 1935 г. — в УНКВД Ленинградской области, № 00262 от 14 июля 1935 г. — в Азово-Черноморском крае и т.д.
Приказом НКВД № 0044 от 21 августа 1934 г. были установлены структура и принципы подчинения местных органов НКВД. Районное отделение (отдел), согласно этому приказу, состояло из: аппарата УГБ (формировался штатами бывшего районного отделения ОГПУ или аппарата районного уполномоченного и выполнял те же задачи), отделения милиции, аппарата инспекции резервов (где таковой предусмотрен), инспектора противопожарной охраны, инструктора актов гражданского состояния (АГС), аппарата связи и секретариата. Начальник РО НКВД непосредственно руководил работой УГБ РО НКВД, в штат которого входили уполномоченные и помощники уполномоченных. По этому же принципу были организованы и городские отделения (отделы) НКВД (с той лишь разницей, что их штат был большим), и УГБ городского отдела уже могло подразделяться на отделения — СПО, ЭКО и т.д. по “линиям” работы. Подчинялись органы НКВД районного и городского звена напрямую по территориальности НКВД республик или УНКВД краев и областей.
На снимке: личный состав ЭКО ПП ОГПУ по Нижегородскому краю во главе с А.К. Букановым-Зильберманом.
Источник: http://nkvd-pkka.narod.ru/organistruktura.htm


 
Tags: ВЧК, Госбезопасность, ОГПУ, Тоталитаризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments